Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза ДТП, которую по разному именуют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из указанных названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и правильным названием, но об этом позднее.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) до настоящего времени продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более семи лет тому назад, основная масса адвокатов, следователей, юристов, судей назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс исследования, не уточняя вида экспертного исследования.

В следствии столь общего и абстрактного определения требуемой экспертизы, в практике довольно часто всплывают ситуации, когда в офис какой-либо экспертной организации, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, для исполнения которых необходимы познания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, полотна дороги, дорожных знаков).

И тогда возникает неприглядная ситуация, в следствии которой дело возвращается в судебные или следственные инстанции без надлежащего исполнения, в результате чего установленные сроки дела не выдерживаются из-за элементарной неграмотности участников судебно-следственного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения ДТП;

• определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и иных участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения автомобиля и прочих объектов по полотну автомобильной дороги;

Выяснение факторов, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков, ошибочное расположение дорожных указателей и прочие негативные особенности обстановки.

При назначении автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту требуется предоставить материалы административного, уголовного, гражданского дела, которые относятся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу необходимо знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полнейшее изучение всего комплекса информации о ДТП.

К слову, в ситуациях, где важной причиной ДТП являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент ДТП.